Mobile menu

Тема: движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Пояснительная записка:

Интегрированный урок по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» для учащихся 10 класса, изучающих тему «Кинематика». Данная тема является сложной для усвоения учащимися, но важной для понимания законов механического движения. Одним из методов познания является метод моделирования. На уроках информатики в 10 классе учащиеся изучают различные способы создания моделей. Это позволяет изучать некоторые физические явления и процессы, визуализируя и создавая знаково-символические модели. На уроке учащиеся создают в программной среде электронных таблиц табличную и графическую динамическую модель, которые позволяют исследовать зависимость дальности полета тела от угла бросания и начальной скорости тела. Учащиеся находят соответствие между табличной и графической моделью, исследуют изменения в модели при изменении двух параметров – начальной скорости и угла бросания, анализируют результаты исследования, самостоятельно формулируют выводы, затем сравнивают их с эталоном. Учащиеся убеждаются, что компьютер – универсальное средство не только для поиска, хранения и обработки информации, но и исследования физических процессов. Для успешного выполнения задания учащимся приходится не только использовать глубокие знания законов механического движения, но и хорошее владение навыками работы с компьютером в среде электронных таблиц, знание абсолютных и относительных ссылок, умения копировать формулы, работать с мастером диаграмм, форматировать электронные таблицы, а также знать теорию моделирования: типы моделей, этапы компьютерного моделирования.

Урок развивает у учащихся универсальные учебные действия (УУД):

  1. контроля и коррекции: задание предполагает моделирование в определенной программной и информационной среде: составление плана действий, исполнение алгоритма на компьютере, сличение способа действия и его результат, то есть соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели и в случае обнаружения отклонений вносит исправления в алгоритм.
  2. универсальное учебное действие оценивания: согласно разработанным критериям учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей работы;
  3. планирования и целеполагания: осознание цели урока и алгоритма ее достижения;
  4. нравственно-этического оценивания на уроках информатики и ИКТ является сознательное принятие и соблюдение правил работы с файлами папками в общей рабочей школьной папке, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников
  5. познавательные: поиск, анализ и обработка информации, действие «знаково-символическое моделирование», выбор наиболее эффективных способов решения задач, формулирование выводов исследования.

Обеспечение: Компьютерный класс, проектор, ПО ЭТ, презентация к уроку с содержанием этапов урока (можно использовать для самостоятельной работы учащихся).

Тема по физике: кинематики, 10 класс

Тема по информатике: моделирование физических процессов в ЭТ.

Тема урока: движение тела, брошенного под углом к горизонту

Цель урока: исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту методом знаково-графического моделирования.

Задачи урока

  1. Учебные:
  • Закрепить знания о движении тела, брошенного под углом к горизонту.
  • Установить зависимость дальности полета от угла бросания и начальной скорости тела в процессе виртуальной практической работы.
  • Формирование практических навыков создания и исследования символьно-графической модели в среде ЭТ.
  1. Развивающие:
  • Формирование навыков ввода данных в Excel при составлении таблицы, для построения графика функции.
  • Формирование навыков использования математических функций, создания и копирования формул.
  • Формирование навыков работы с мастером диаграмм.

 

  1. Воспитательные:
  • Учить выстраивать рабочие отношения с одноклассниками, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  • Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

 

 

Характеристики урока:

Тип урока – углубления, практического применения знаний, урок моделирования и исследования графической модели.

Метод урока – интегрированный физика-информатика, частично поисковый, исследовательский.

Подход к уроку – системно-деятельностный.

Формы организации деятельности учащихся:

  1. Индивидуальная работа при вербально-иллюстративном методе.
  2. Парная(индивидуальная) работа при выполнении практической работы.
  3. Коллективная деятельность при обсуждении цели урока, выборе методов, типа модели, обсуждении результатов исследования.
  4. Индивидуальная работа при анализе и формулировании выводов исследования, рефлексии.

 

 

Технологическая карта урока

 

Название

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (УУД)

Формирование ИКТ компетенций

1этап

Организационный момент

Мобилизация внимания учащихся, настрой на учебную деятельность, проверка готовности учащихся к уроку

Формирование навыка самоконтроля,

формирование мотивации к учению в целом и к информатике в частности,

 

Самоорганизация

2этап

Мотивирование к учебной деятельности

Показ слайдов 2-7 с примерами движения тел, брошенных под углом к горизонту

  • Что общего во всех приведенных примерах движения тел?
  • Тело брошено под углом к горизонту
  • Тело движется под действием силы тяжести
  • Каковы отличия в движении данных тел? Ответы:
  • Брошены с разной скоростью
  • Брошены под разным углом к горизонту
  • Когда дальность полета будет максимальной?

Представляет информацию средствами презентационных технологий,

Организует беседу для повторения учебного материала по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту» серией вопросов, сопровождающихся слайдами презентации.

Организует инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выявление, идентификацию проблемы,

Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Сбор и анализ информации, представленной в электронном виде,

3этап

Актуализация

Что будет предметом изучения на сегодняшнем уроке?

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Запишите тему урока. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Что представляет собой траектория движения тела? Какие величины характеризуют движение тела? Запишите формулы, связывающие эти величины.

Какие вы знаете методы познания? Наблюдение, опыт, моделирование.

Какие модели можно создать с помощью компьютера? Информационную описательную, графическую, табличную, динамическую, с помощью ЭТ или языков программирования.

Какая из этих моделей позволяет наиболее точно рассчитать физические величины и их зависимости, а также визуализировать процесс движения? Графическая модель в Электронных таблицах.

Вспомним, что такое модель?

Перечислите этапы создания модели с помощью компьютера. (Постановка задачи, создание информационной модели, формализованной, компьютерной, исследование модели). Приведите примеры физических моделей. Слайды 9,10

 

Создает благоприятную обстановку для обсуждения,

Вовлекает в обсуждение проблемы максимальное количество учащихся,

Направляет процесс обсуждения на поиск оптимального способа изучения процесса движения тела и выбор эффективной компьютерной модели

Получают необходимую информацию,

представляют и учатся цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей

Умение ставить учебные цели,

Умение использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели,

Совершенствуют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

4этап

Выявление места и причины затруднения

Как вы представляете информационную модель движения тела, брошенного под углом к горизонту, например, мячик?

Проверьте( слайд 11)

Как описать процесс движения на формальном языке, т.е. с помощью формул? (Слайд 12)

Что представляет собой компьютерная модель, созданная в ЭТ? (См. слайд 13)

Стимулирует интерес, желание вместе думать и дискутировать

ставит оригинальные вопросы;

формулировать идеи;

провоцирует высказывать разнообразные точки зрения;

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Использование языковых и символьных средств;

Речевое отображение учеником совершаемых действий в форме социализированной речи при обсуждении или внутреннего говорения

5этап

Построение проекта выхода из затруднения

Сформулируйте цель сегодняшнего урока (Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту),

способ достижения цели (компьютерное моделирование);

план ( расчет координат тела по формулам в ЭТ, построение графика, исследование модели, выводы)

средство достижения цели: программа Open Org Calc (электронные таблицы)

Постановкой вопросов направляет мышление учащихся при формировании цели урока и способов достижения цели, типа: можно ли использовать компьютер для исследования физических явлений и процессов, как?

Учатся планировить– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Учатся прогнозировать – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Учатся планировать свою деятельность для достижения поставленной цели

6этап

Реализация построенного проекта

Что надо знать, для расчета координат тела в любой момент времени? (Для расчета координат тела в любой момент времени надо знать время, начальную скорость, угол бросания). Какие из этих величин будут изменяться, а какие останутся неизменными? Время изменяется через 0,2с, координаты изменяются с течением времени, формулу копируем Слайды 14,15,16

Организует деятельность учащихся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей,

Учатся строить логическую цепь рассуждений

Развивают Грамотность чтения информационных текстов, как основу информационной компетентности

7этап

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах повторяют способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Контролирует закрепление материала, переходя от группы к группе

 

Совершенствуют навыки учебного сотрудничества, как основы коммуникативной компетентности

8этап

Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур типа: проверьте вид полученного графика с эталоном, отформатируйте внешний вид графика цветом, проверьте данные по осям и подписи к графику, запишите выводы в тетради.

Организует самостоятельную работу учащихся с ПК

Контролирует деятельность учащихся

Оказывает индивидуальную помощь

Занимаются знаково-символическим моделированием;

осуществляют самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,

Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном

Умение обрабатывать информацию, представлять ее в электронном виде, визуализировать в помощью графиков и диаграмм, анализировать.

9этап

Включение в систему знаний и повторение

Озвучивание выводов учащихся, коллективное обсуждение, формулировка результирующих выводов исследования. Сравнение с выводами на слайдах 19 и 21

Организует коллективное обсуждение результатов исследований, анализирует правильность выводов, полученных учащимися

 

Развивают социальную компетентность: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

 

10этап

Домашнее задание

Учебник: Физика 10кл, Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

§ 16, упр.4(2,3)

Учебник: Информатика и ИКТ 10, Семакин И.Г, Хеннер Е.К.

§ 9

Контролирует правильность записи д/з, дает пояснения, комментарии к выполнению

Записывают д/з, уточняют задания и методику выполнения

 

11 этап

Итоги урока и Рефлексия

Что мы сегодня делали на уроке?

Сегодня на уроке мы создали и исследовали компьютерную модель движения тела, брошенного под углом к горизонту.

На сколько успешно была реализована цель урока?

Есть ли преимущества в данном методе изучения физических явлений и процессов?

Оцените результаты своей работы. Слайд 23

   

Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения

 

 

 

Приложение 1. Презентация к уроку

Приложение 2. Таблица критериев оценивания результатов деятельности

Верно создана таблица данных

Данные рассчитаны по формулам

Верно построен график

Проведены исследования функции

Сделаны верные выводы

5

Верно создана таблица данных

Данные рассчитаны по формулам

Верно построен график

Проведены исследования функции

Сделаны неверные выводы

4

Верно создана таблица данных

Данные рассчитаны по формулам

Верно построен график

Не проведены исследования

 

3

Неверно создана таблица данных

Данные Внесены вручную

Неверно построен график

   

2